Стан гидроформования эллиптических днищ

        Основная продукция нашего заказчика это цистерны круглого и эллиптического сечения, предназначенные для перевозки жидких и сыпучих грузов автомобильным, железнодорожным и иным видом транспортома. Характер производственной программы, а именно, объемы и номенлатура потребовал применения технологии, обеспечивающей быструю переналадку оборудования и оснастки для изготовления днищ разных типоразмеров. Поскольку заказчик принял решение при изготовлении стана гидроформования в максимальной степени опираться на собственные технологические возможности, был реализован вариант конструкции стана из стального сортового проката. Следует заметить, что конструкция с применением чугунных (стальных) отливок сделало бы конструкцию более рациональной, снизило бы общую трудоёмкость изготовления, но потребовало бы литейного производства с ёмкостью ковша 8..12 тонн.

Решение поставленной задачи
        Процесс гидроформования общеизвестен и достаточно распространен ввиду простоты технического решения как такового. На плоский стол укладывается листовая заготовка, прижимаемая круговой оснасткой с усилием F (см. рисунок ниже). Под воздействием жидкости с давлением P (как правило используется вода под давление 2..8 бар), плоская заготовка постепенно принимает требуемую форму. На первом этапе был смоделирован процесс пластической деформации для принятой технологической схемы, что позволило определить основные исходные данные для проектирования: рабочее давление P, потребное усилие оснастки F для заданных размеров заготовки днища. На втором этапе была сконструирована металлоконструкция стана. На следующем этапе был выпущен комплект рабочей документации.
        Отдельные этапы работ приведены ниже:

Схема гидроформования

Процесс моделирования пластической деформации заготовки

Расчет и оптимизация металлоконструкции

Полная 3D-модель стана

Пример РД

Пример РД

        Выше был показан пример реального структурного анализа. В общем случае, возможно выполнение тепловых, кинематических и динамических расчетов, в зависимости от задач, поставленных перед инженерами ИЦПА.